(Заметки фальшивомонетчика)
Знаете ли вы как отличить фальшивые монеты от настоящих? Не знаете? Не волнуйтесь, сейчас я вас научу. Лучшего специалиста в этом деле вам не найти. Сам когда-то пробовал подделывать… нет, не деньги, а монеты. Подделка монет и денег это как говорят у нас в Одессе: «Две большие разницы». Монеты подделывают для коллекционеров, что по советским законам почти не преследовалось. Так невинная шалость.
Коллекционирование само по себе являлось занятием подозрительным со всех сторон. Откуда у советского человека мог появиться такой странный интерес к портретам царей, двуглавым орлам, императорской символике, а того хуже — к наградам Третьего рейха? То-то же! Поэтому подделка монет совсем не интересовала в те годы правоохранительные органы. Они смотрели на это по пословице: «Вор у вора дубинку украл». Совсем другое дело — подделка денег, т. е. подделка банкнот или монет, находящихся в обращении. Это государственное преступление расследовалось со всей тщательностью и каралось огромными сроками, вплоть до высшей меры. Снисхождения ждать не приходилось.
Я помню случай, происшедший в нашем дворе. Знакомый десятиклассник от нечего делать нарисовал на уроках десятирублевку. Парень, видимо, обладал талантом художника и бумажка получилась совсем как настоящая. Покупать на нее что-то он вообще не собирался. Поприкалывался с товарищами, положил в учебник и забыл. Через год его забрали в армию. На этом вся эта история возможно бы и закончилась, но его младший брат пошел в десятый класс.
Он раскрывает старый учебник и..., о несказанная удача! Там лежит новенький червонец. Младший брат побежал в магазин делать покупки. Набрал кучу всего, получил сдачу. А когда продавщица бросила злополучную купюру на мокрый прилавок, деньги, раскрашенные акварельными красками, сразу потекли. Злоумышленник был схвачен на месте преступления. Добрались и до старшего брата. Не помню, какой уж срок дали братьям, но суд был точно. Квалифицировались их действия, как изготовление и распространение поддельных банковских билетов бандой фальшивомонетчиков. Еще долго это дело было предметом пересудов кумушек в нашем дворе.
Так вот: первую свою поддельную старинную монету мы с другом Гришкой отлили из свинца прямо во дворе. Было нам тогда лет по двенадцать, что несколько смягчало нашу вину. А так как отливали вдвоем, получалась, опять-таки, банда. Так вот метод, которым действовала наша банда, был прост.
Из старого аккумулятора извлекались свинцовые пластины. Молотком отбивалась с них всякая дрянь. Полученный таким образом свинец тут же плавился на костре в баночке из-под консервов. Форма для отливки была самой примитивной. В кусочек глины мы вдавливали монету и подсушивали его на костре. Монеты, полученные нами таким образом были односторонними.
Качество их было, не скрою, просто ужасным. Рисунок получался нечеткий да еще весь испещренный пузырьками от испарения влаги из недосушенной формы. Попытка соединить паяльником две полученных таким образом половинки в полноценную монету вовсе не добавляла нашему произведению убедительности. Вряд ли даже дикий негр из самого сердца Африки принял бы наши монеты за средство платежа. А у гораздо более цивилизованной части человечества из нашего двора попытки обменять наши творения на что-то путное вызывали смех.
На следующий год, подучив физику и почитав журнал «Юный техник», мы значительно усовершенствовали процесс. Мы научились делать сразу двухстороннюю форму из гипса. Свинец был заменен на олово, у которого коэффициент объемного расширения значительно меньше и, следовательно, копия получается почти неотличимой от оригинала. Не без гордости скажу, что нам удалось имитировать процесс центробежного литья. Для этого мы, залив форму металлом, раскручивали ее на веревке. Покрыть монетку настоящим серебром более чем просто. Для этого надо натереть монетку фотобумагой, смоченной в фиксаже. Для обмеднения достаточно подержать монетку некоторое время в медном купоросе. Видите, как все просто?
Просто, но не совсем. Может быть, и можно было подобную монету втюхать кому-то из сверстников. Но человек, обладающий хоть небольшим опытом, сразу распознавал подделку. Во-первых — гурт. (Гуртом называется боковая поверхность монеты.) На нем, так или иначе, остаются следы шва в месте, где соединяются две половинки формы. Во-вторых, как не крути, а отлитая монета по четкости рисунка значительно уступает отчеканенной. Особенно это заметно, если посмотреть через увеличительное стекло. Тогда так же станут видны и микроскопические следы от пузырьков воздуха.
Вес настоящей монеты и фальшивой практически никогда не совпадает. Но самый действенный способ, позволяющий распознать в монете чужеродный металл, это проверка ее «на звук». Бросьте монету по любое твердое покрытие, например стол. Если звук от ее удара будет глухим — фальшивая, если звонким — настоящая. Если же вас смущает простота этого способа, бросьте на стол любую крупную монету и свинцовое грузило. Ну что услышали, как разительно отличаются звуки, производимые ими? Вот так с древних времен проверялись монеты. Недаром в старину, когда хотели подчеркнуть качество оплаты, говорили, что плата была произведена звонкой монетой.
Монету из «благородных металлов» проверяли «на зуб»: если зуб не берет — значит, она поддельная, так как хорошо было известно, что золото и серебро — относительно мягкие металлы, и зубы оставляли на них метку. Конечно, эту проверку обязательно надо дополнить проверкой монеты «на звук», так как свинец тоже мягкий металл. Для более современных золотых монет, изготовленных промышленным способом, есть еще один простой способ проверки. Не очень изношенные монеты легко поставить на гурт. Это же относится и к крупным монетам из других металлов. Фальшивые монеты даже на гладкой поверхности поставить не удастся — они упадут.
Остроумно решение по проверке монет на подлинность было применено в торговых автоматах. К примеру, в тех, что раньше на каждом углу торговали газированной водой. Система была несложной, но достаточно эффективной. Первое — щель строго определенной формы. Второе — канавка, по которой мог катиться предмет только круглой формы. Падая вниз по канавке, монетка ударялась о выступ и, пролетев некоторое расстояние, попадала в отверстие. Если вес, металл или форма монетки отличались от заданных, траектория изменялась, и автомат ее не принимал. Таким образом удавалось распознать 98% фальшивых монет, что для такой примитивной конструкции совсем не плохо.
Конечно, сейчас на Западе есть десятки фирм, изготовляющих фальшивые монеты, иногда весьма искусно. Но если уж автомат способен распознать такой процент подделок, то человеческие способности повыше. Тем более для вас, после того как я открыл некоторые секреты этого дела.
Александр Макаров, Одесса